Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война, но память о ней будет жить до тех пор, пока мы будем о ней говорить и помнить подвиги наших предков. История дворцов в этот период — это рассказ о героических усилиях по спасению сокровищ, отчаянной борьбе за сохранение архитектурных шедевров и горьких потерях, нанесенных войной. Из хранилища памяти и культурного наследия они превратились в арену вражеских бесчинств, став безмолвными свидетелями зверств немецко-фашистских захватчиков.
Сразу после объявления о начале войны, в ночь на 23 июня 1941 г., во дворцах-музеях г. Пушкина начались работы по подготовке музейных предметов к эвакуации, а также по сохранению интерьеров от обстрелов и пожаров. Эта задача оказалась невероятно сложной, требующей огромных усилий и самоотверженности сотрудников музея. Паркеты закрывали ковровыми дорожками, ворсом вниз и засыпали песком. Окна сначала заклеивали бумагой, потом марлей и плотной материей, предохранявшей от осыпания стекол. Позднее их стали забивать с наружной стороны толстыми досками. Стены знаменитой Янтарной комнаты оклеили поверх папиросной бумаги тканью. Чердачные перекрытия над Большим залом и церковью смазали суперфосфатом. Во всех залах установили ящики с песком и бочки с водой, а к ним – лопаты, щипцы, совки. Параллельно велась кропотливая работа по упаковке музейных ценностей, отправляемых в эвакуацию, и захоронению скульптуры на территории парка. Стоит отметить, что в ходе этих работ, помимо острой нехватки упаковочной тары, у сотрудников возникали и другие проблемы: сокращение штатов, призыв работников в Красную армию и в команды МПВО, массовые привлечения музейных работников к отбыванию трудовой повинности, проблемы с организацией транспорта для перевозки упакованных предметов на железнодорожную станцию.
Включенные в официальный план эвакуации 276 музейных предметов из Екатерининского дворца и всего 7 предметов из Александровского были упакованы всего за два дня. Далее, в течение 83 дней сотрудники музея, на ходу дополняли список и упаковывали все остальное. 30 июня 1941 г. в г. Горький была отправлена первая партия ценностей в количестве 1928 экспонатов. Туда же были эвакуированы две следующие партии, впоследствии перевезенные и размещенные в г. Новосибирск. Четвертый и пятый эшелоны с музейными предметами были доставлены в г. Сарапул. С 30 августа было прервано железнодорожное и речное сообщение с Большой землей, поэтому с 31 августа по 10 сентября шестую партию музейных предметов вывозили из г. Пушкина на грузовых машинах в г. Ленинград, в Антирелигиозный музей (Исаакиевский собор).
Музейные ценности в эвакуацию сопровождали сотрудники А.М. Кучумов, А.М. Кучумова, Г.Д. Нетунахина, З.М. Скобликова, В.И. Иванов, Е.Н. Матвеева. Сотрудницы Т.Ф. Попова, В.В. Лемус и Е.Л. Турова оставались во дворце до последнего, покинув город 16 сентября 1941 г. Именно благодаря самоотверженному труду и стараниям этих и других сотрудников были спасены около 18 тысяч предметов из собраний Екатерининского и Александровского дворцов.
17 сентября 1941 г. фашистские войска оккупировали г. Пушкин. Залы Екатерининского дворца враги стали использовать как казарменные помещения, дворцовую церковь – как гараж для мотоциклетов и велосипедов. В комнатах Александра II разместили гестапо, в подвале – тюрьму. Агатовые комнаты стали местом для развлечений: здесь, в том числе, был кинотеатр и казино для офицеров. На первом этаже Камероновой галереи немцы устроили конюшню и кузницу. В Александровском дворце расположился штаб и части гестапо.
За два года и четыре месяца оккупации дворцы-музеи г. Пушкина перенесли все ужасы войны: пожары, артобстрелы, вандализм со стороны немецких солдат. Фашистские захватчики планомерно вывозили десятки тысяч музейных предметов, что-то рядовые солдаты брали себе на память. Вывезенные предметы, вероятно, растворились в личных коллекциях высокопоставленных гитлеровских преступников. Судьба большинства из них, как, например, панелей Янтарной комнаты, остается до сих пор неизвестной. До голого кирпича были разрушены некогда богатые своей отделкой интерьеры Екатерининского дворца, полностью уничтожены несколько парковых павильонов.
24 января 1944 г. Пушкин был освобожден советскими войсками. Первыми в город вошла группа разведчиков во главе со старшим сержантом А.А. Ивановым, обнаружившая систему проводов, идущих от Екатерининского дворца и Камероновой галереи на остров Большого пруда. Разведчики перерезали провода, благодаря чему спасли от уничтожения дворец и Камеронову галерею, в подвалах которых было заложено 11 авиабомб, подготовленных к взрыву.
Война еще не закончилась, но город начали возвращать к жизни. 23 апреля 1944 г. было принято решение Ленгорсовета о проведении срочных мер по сохранению пострадавших памятников архитектуры. После разминирования приступили к расчистке парков и водоемов, к раскопкам и установке парковой скульптуры. Началась тяжелая трудоемкая работа по сбору сохранившихся фрагментов отделки интерьеров, ставших бесценным материалом для последующей реставрации, в которую верило поколение победителей.
Победа в войне вселила в людей огромную веру в то, что дворец должен быть восстановлен. Только благодаря самоотверженности, трудолюбию и чувству долга ушедшего поколения мы можем любоваться сегодня красотами музея-заповедника и продолжать начатую ими работу.
Эхом войны в наше время, безусловно, являются работы по воссозданию дворцовых интерьеров и павильонов, которые ведутся из года в год. Так, в декабре прошлого года посетителям представили воссозданные интерьеры личных комнат императрицы Екатерины II.
ППО благодарит И.П. Распопову, научного сотрудника ГМЗ «Царское Село» за помощь в написании материала