Межрегиональная
Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация
Общероссийского профессионального союза работников культуры

Театр на Литейном в годы Великой Отечественной войны

Театр на Литейном в годы Великой Отечественной войны

Сегодня Театр «На Литейном» (название с 1991 года) известен как государственный драматический театр, расположенный в Санкт-Петербурге на Литейном проспекте, на территории бывшей усадьбы графа Шереметева. История театра началась в далеком 1909 году. Театр неоднократно менял свое название. В 1940 году театр стал называться Ленинградский областной драматический театр (ЛОДТ),

 В его труппу вошли опытные работники театра имени Леноблисполкома, многие из которых являлись носителями традиций знаменитого Гайдебуровского театра. Эти традиции, основанные на просветительских идеалах, определили художественное направление нового коллектива. Руководителем и главным режиссёром театра стал Заслуженный артист РСФСР Г. И. Гуревич, под чьим руководством театр быстро зарекомендовал себя как важный культурный центр Ленинградской области.

Война стала тяжёлым испытанием для всей страны, не обошла она стороной и театр на Литейном. В июне 1941 года многие актёры театра добровольцами ушли на фронт. Руководители театра — А. Винер (Ленинградский областной гастрольный театр) и Г. Гуревич (Ленинградский областной драматический театр) — столкнулись с необходимостью не только продолжать культурную работу, но и обеспечивать безопасность коллектива.

Война внесла значительные изменения в жизнь театра, вынудив его перестроить свою деятельность, но ни на один день коллектив не прекратил работать, служа искусству и людям, поддерживая боевой дух населения и солдат. В ноябре 1941 года в здание театра попала фугасная бомба, которая разрушила значительную часть верхнего этажа театра, вызвала пожар, повредила соседние здания. Было ранено 22 человека, 1 погиб.

В 1941 году театр выпустил пьесу «За Камой рекой», рассказывающую о трудовых подвигах советских людей. Спектакль был показан как в Ленинграде, и позже в эвакуации, куда труппа была переведена в город Пестово в 1942 году.

Это решение позволило сохранить часть коллектива и продолжить работу на временно освобождённых территориях Ленинградской области. Основной задачей театра стало обслуживание войсковых соединений Восточного фронта и а также «трудящихся свободной от немецкой оккупации территории Ленинградской области».

В этих условиях театр продолжал ставить новые спектакли. Одной из самых значимых постановок стала пьеса Константина Симонова «Русский вопрос» (1942), посвящённая международной борьбе с фашизмом. Эти спектакли показывались в тыловых пунктах Ленинградской области, на передовых позициях Восточного фронта, в освобождённых деревнях и посёлках.

Работа театра в военные годы проходила в крайне тяжёлых условиях. Спектакли часто ставились на импровизированных сценах — в клубах, школах, сельских домах культуры, а порой и прямо на открытом воздухе, где собирались солдаты и жители освобождённых деревень.

Актёры выступали при минимуме декораций, которые создавались из подручных материалов, а музыкальное сопровождение заменялось живым исполнением на скрипке или аккордеоне. Несмотря на нехватку питания, холод и постоянную угрозу бомбёжек, актёры сохраняли высокий уровень исполнения и энтузиазм.

Но даже в этих условиях театр продолжал ставить спектакли, укрепляя моральный дух зрителей. Среди значимых постановок того времени были: 1943 год — «Лодочница» Н. Погодина, пьеса о трудовых подвигах советских людей. 1944 год — «Нашествие» Л. Леонова, драма, отражающая трагедию войны и героизм советских граждан.

Актриса театра Нина Кондратьева вспоминала: «Мы играли даже под звуки артиллерийских залпов. Были моменты, когда приходилось прерывать выступление, потому что вблизи начиналась атака. Солдаты просили нас не уходить — их жизням угрожала опасность каждый день, а наши спектакли давали им минуту отдыха от войны».

На момент начала войны труппа театра насчитывала около 50 человек. Эти люди не только играли на сцене, но и сражались за Родину. Многие актёры добровольцами ушли на фронт. Среди них — Николай Титов, Александр Михайлов и Василий Ершов, героически погибшие в боях.

Артистка Зоя Федотова делилась воспоминаниями о потерях: «Мы теряли коллег, которые вчера ещё играли с нами на сцене. Николай Титов перед своим уходом на фронт сказал: «Если я не вернусь, пусть моя роль будет сыграна до конца». Мы посвятили ему одну из постановок». Николай Титов погиб в 1943 году под Ленинградом, защищая родной город.

К 1944 году состав театра сократился почти вдвое, но те, кто остался, продолжали вдохновлять зрителей своим искусством. Одним из ведущих актёров в годы войны был Николай Шмитгоф.

Артист Николай Шмитгоф рассказывал о своей работе на передовой: «Иногда сцены не было вовсе. Мы использовали грузовик, на котором привозили декорации, как подмостки. Зрители сидели прямо на земле. Я помню, как один из зрителей — молодой солдат — подошёл после спектакля и сказал: «Вы напомнили мне, что я жив». Эти слова я не забуду никогда».

Возвращение в Ленинград. С прорывом блокады Ленинграда в 1944 году театр вернулся в родной город, возобновив свою деятельность. В этом же году было принято решение о создании Ленинградского областного передвижного театра, который обслуживал колхозы и отдалённые населённые пункты. Новый театр возглавил Александр Алексеев, а ведущим актёром стал Николай Шмитгоф. В дальнейшем новый передвижной театр сменил название на Ленинградский областной гастрольный театр — ЛОГТ и поставил первый спектакль «Чайка» по пьесе Чехова.

Во время Великой Отечественной войны здание театра на Литейном проспекте (Литейный, 51) было частично разрушено. Только в 1956 году театр вернулся к театральной жизни в восстановленном здании.

Культурное значение театра в военные годы. ЛОДТ стал символом стойкости, вдохновляя зрителей в самые трудные моменты войны. Его спектакли не только поддерживали боевой дух, но и напоминали о силе искусства, способного объединять людей в борьбе за жизнь и свободу. Память о тех, кто погиб в годы войны, бережно хранят в истории театра. Их имена упоминаются в архивах, а их подвиг вдохновляет новые поколения актёров.

После войны театр продолжил свою деятельность, впитав в себя опыт трудных лет. Его спектакли напоминали о войне, о героизме и победе.