В годы Великой Отечественной войны Академия художеств имени Ильи Репина пережила один из самых тяжелых периодов своей истории. В условиях блокады Ленинграда она стала центром героической борьбы за сохранение искусства, культуры и профессионального образования. Несмотря на голод, холод и постоянные бомбежки, жизнь в академии не останавливалась.
С началом войны многие сотрудники академии и их семьи были эвакуированы вместе с наиболее ценными коллекциями произведений искусства, архивами и музейными фондами. Часть художественных ценностей была отправлена в Саратов и Новосибирск. Однако значительное число преподавателей и студентов решило остаться в Ленинграде, чтобы поддерживать культурную жизнь и обучать будущих художников.
Академия в октябре 1941 г. должна была начать работу со студентами всех факультетов. Условия работы в Академии за этот период были очень тяжелыми – с 8 сентября 1941 г. начался обстрел города с немецких аэропланов, сбрасывание разрывных и зажигательных бомб на дома; тогда же был произведен большой немецкий десант около станции Лигово с самолетов, вскоре были заняты немцами Пулковские высоты, в городе был резко снижен провизионный паек.
В музее Академии и в ее огромной библиотеке в конце лета и осенью 1941 г. шла энергичная и напряженная работа — огромные полотна-копии с рафаэлевских фресок, свертывались после осторожного снятия со стен в рулоны и уносились в нижний этаж Академии, гипсовые тяжелые статуи поворачивались лицами к стене, чтобы в случае разрыва бомбы не повредилась осколками лицевая часть памятника. Наиболее ценные книги уносились из библиотеки в подвалы. Работа шла самым напряженным темпом. Эти полуголодные, полубольные люди ревностно заботились о сохранности ценного художественного имущества дорогой их сердцу Академии.
В октябре 1941 г. на всех факультетах Академии была начата преподавательская работа и преподавание шло до конца осеннего семестра 1941-1942 гг. Условия были невыносимыми. Помещения не отапливались, электричество часто отсутствовало, а еду выдавали мизерными порциями. Преподаватели читали лекции в теплой одежде, студенты рисовали в перчатках. Нередко лекции прерывались воздушными тревогами. Нередко лекции шли в подвалах. Стекла почти во всех помещениях Академии, в большинстве были выбиты разрывами бомб, частично заделаны фанерой. В комнатах была полная темнота и без электрического света нельзя было заниматься. Когда совсем перестало подаваться электричество, лекции были прекращены.
Учебные задания часто были связаны с текущими задачами. В условиях жестокой блокады Академия художеств превратилась в важный очаг сопротивления духа. Художники и студенты выполняли заказы для фронта, создавая:
-Агитационные плакаты: яркие образы, поднимавшие боевой дух защитников Ленинграда и его жителей, призывали к самоотверженному труду людей, для которых самым святым словом было слово – Родина. Особенно известны работы с лозунгами: «Все для фронта! Все для победы!».
-Окна «ТАРС»: масштабная работа по оформлению витрин и плакатов с призывами, карикатурами на врага и военной символикой.
— Запечатлевали в своих фронтовых блокнотах боевые дела, создавали портреты героев войны: изображения солдат, офицеров и простых ленинградцев, защищавших город.
-Эскизы для мемориальных комплексов: многие из которых позже легли в основу памятников.
Ленинградские художники работали и творили под артиллерийским обстрелом и бомбежкой слабеющими от голода руками. Даже в тяжелые военные годы в академии устраивались камерные выставки, лекции и собрания. Это помогало сохранять связь с искусством и давало надежду на будущее. Особое место занимала тема героизма ленинградцев: сцены эвакуации, трудовой подвиг женщин и детей, оборона города.
В январе 1942 г. в Академии открыли стационар для поддержки сил преподавательского и научного персонала. Помещались туда и некоторые очень ослабевшие студенты. В стационаре по вечерам, около единственного способа отопления, круглой чугунной «буржуйки» — собирались все находящиеся там лица. Все попавшие в стационар после 2 февраля 1942 г. были оставлены там до момента отъезда Академии из Ленинграда в Самарканд. Летом 1942 года на круглом дворе создали огород.
В годы войны и блокады Академия художеств понесла огромные и невосполнимые потери. Многие преподаватели и студенты погибли от голода, болезней и в результате бомбардировок. По различным оценкам, за годы блокады Академия потеряла до 30–40% своих сотрудников и студентов. Среди жертв были как молодые студенты, только начинавшие свою карьеру, так и выдающиеся мастера. Например, трагически погибли талантливые художники, такие как Александр Любимов и Сергей Воронков, чьи работы обещали стать значимыми для советского искусства. 112 студентов и сотрудников погибли на фронте. Их имена увековечены на мраморной доске, ставшей уже неотъемлемой частью интерьера здания Академии.
Все, что накоплено художниками – участниками великих событий, – драгоценный клад и вечный источник для вдохновенного творчества. Многие небольшие заметки и первые попытки образного выражения этих событий останутся неповторимыми и значительными как свидетельства современников.
После снятия блокады академия восстановила свою деятельность, начав подготовку новых мастеров. Многие выпускники и преподаватели внесли значительный вклад в мемориальное искусство, посвященное памяти героев Великой Отечественной войны. Восстановление разрушенных памятников искусства, залечивание тяжелых ран, нанесенных врагом, строительство новых городов, создание больших произведений искусства о нашей великой борьбе.
Академия художеств стала символом несгибаемой силы духа. Её деятельность в годы войны – это пример того, как искусство и культура могут выстоять даже в самых тяжелых условиях, вдохновляя и поддерживая людей.
В публикации использованы материалы Натальи Витковской, студентки факультета живописи.