За препятствование профсоюзному контролю Минтруд предлагает установить штрафы. Об этом говорится в новом законопроекте. Речь идет о контроле за тем, соблюдают ли работодатели (их представители) трудовое законодательство, выполняют ли условия коллективных договоров. Для юрлиц установлены штрафы от 20 до 50 тысяч рублей; для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей; для граждан — от 2 до 4 тыс. рублей.
За действие или бездействие работодателя, которые повлекли невозможность провести или завершить проверку, также предусмотрены штрафы: для граждан — от 2 до 5 тыс. рублей; для должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей; для юрлиц — от 20 до 50 тыс. рублей.
Другим проектом Минтруд предлагает закрепить в ТК РФ, что организации обязаны обеспечить беспрепятственный допуск профсоюзных инспекторов труда для проверок. Планируется, что изменения вступят в силу с 1 сентября.
Главный технический инспектор труда ФНПР Алексей Безюков в комментарии газете «Солидарность», в целом положительно отзываясь о данном законопроекте, отметил, что инициативы профсоюзов не были учтены до конца.
– В целом мы поддерживаем законопроект, но предлагаем его расширить. Так, мы предлагали добавить контроль за соблюдением законодательства о профсоюзах. То, что не допускают инспекторов труда для проверок, — это не единственная проблема. В принципе нарушаются права профсоюзов, — сказал Безюков.
В письме, направленном в Министерство труда Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) от 2 февраля, в частности, говорится: «В проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предложенного Минтрудом России, не учтены предложения ФНПР».
Профсоюзы отмечают, что первоначальный проект не предполагал обязанность работодателей обеспечивать права профсоюзов и их инспекций труда на контроль и защиту прав членов профсоюзов. Сегодня мы видим, что эта обязанность вводится, отметил Безюков.
ФНПР предлагала установить в КоАП РФ ответственность по пяти составам правонарушений:
— за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов, в том числе их инспекций труда;
— за нарушение прав профсоюзов;
— за воспрепятствование вступлению граждан в профессиональные союзы, преследование за членство в профессиональных союзах, понуждение к выходу из членов профессиональных союзов;
— за невыполнение требований профсоюзов и их инспекций труда;
— за нарушение трудового законодательства, законодательства о промышленной безопасности, законодательства о профсоюзах, условий коллективных договоров и соглашений органами управления организациями (собственниками).
Алексей Безюков напомнил, что ФНПР предлагала комплексно подойти к решению ряда проблем, не ограничиваясь формальным выполнением президентских поручений.