В настоящее время — Государственный музей политической истории России
Начало Великой Отечественной войны кардинально изменило жизнь музея и судьбу его сотрудников. Уже 23 июня 1941 года появился Приказ № 69 по Музею Революции, в котором говорилось: «…считать призванными в ряды РККА» пять человек. Всего же было мобилизовано в Красную Армию 12 мужчин в возрасте до 60 лет. В народное ополчение ушло 14 человек. Большинство музейных сотрудников занималось в армии политработой, они использовались в качестве политруков и комиссаров.
Музей закрыли для посетителей 3 июля 1941 года, было проведено сокращение штата: из 148 осталось 98 человек. Из них лишь девять уехали в эвакуацию, оставшиеся переключились на оборонную работу не только на территории музея, но и за чертой города – под Гатчиной в Ленинградской области и Шимском в Новгородской. Более того, коллектив музея принял решение ежемесячно отчислять в фонд обороны страны двухдневный или однодневный заработок каждого человека из коллектива музея.
Стоит отметить, что научные сотрудники и экскурсоводы «идеологического» учреждения, в первую очередь, были задействованы на агитационно-пропагандистской работе. В драматические месяцы лета 1941 года они почти ежедневно, иногда по 2-3 раза в день, выезжали в «домохозяйства», а также на заводы и фабрики, «неся слово партии» в массы и призывая к борьбе с агрессором.
Когда фронт приблизился к окраине города, музейщикам-пропагандистам пришлось работать в землянках воинских частей, в бомбоубежищах. За первый год войны сотрудники ГМР провели 90 лекций и докладов, 167 бесед. Музей регулярно создавал передвижные фотовыставки для военных организаций.
Музей Революции не был военным объектом, однако Зимний дворец и Петропавловская крепость подвергались ожесточенным бомбежкам и артиллерийским обстрелам. Из музейных сотрудников была создана унитарная команда, которая состояла из противопожарной, химической, медико-санитарной и других групп. По сигналу воздушной тревоги и при артобстреле бойцы унитарной команды занимали посты на объектах, ликвидировали последствия воздушных налетов. Серафима Дмитриевна Павлова, занимавшая должность директора ГМР в то время, вспоминала: «Мы, сотрудники музея, находясь в течение трех лет на казарменном положении, обезвредили сотни «зажигалок», сброшенных с самолетов, в морозные ночи стояли на вышках Зимнего».
На протяжении всей войны коллектив ГМР видел свою основную задачу в обеспечении сохранности фондов. Музейный эшелон не успел покинуть Ленинград, т.к. железная дорога была перерезана немецкими войсками. Упакованные в ящики экспонаты не удалось эвакуировать, и их разместили в подвалах Зимнего дворца. В то же время целенаправленно велся сбор материалов по Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда. Например, в фондах музея сохранились типовые письма на бланках ГМР к Героям Советского Союза с просьбой о предоставлении личных вещей в фонд музея.
Борьба за сохранение фондов стоила многим сотрудникам жизни. В приказах по музею за военный период упоминаются фамилии 17 умерших. В 1943 году восемь сотрудников Музея Революции удостоились медали «За оборону Ленинграда».
Коллектив ГМР внес свой весомый вклад в Ленинградскую Победу и Победу в Великой Отечественной войне. Музей за годы войны провел 123 выставки и сохранил памятники подвига жителей блокадного Ленинграда. Блокадные дневники, вместе с биографическими справками об авторах, вошли в изданный музеем сборник «Выживем!». Открыта мемориальная доска в атриуме музея, посвященная «сотрудникам Государственного музея революции, отдавшим жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны и работавшим в осажденном Ленинграде».
Для справки: Государственный музей политической истории России (ГМПИР) — преемник Государственного музея Революции, созданного 9 октября 1919 года по постановлению Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Музей открылся в залах Зимнего дворца 11 января 1920 года, а первая экспозиция появилась в 1922 г. В январе 1945 года был отдан приказ музею освободить все помещения, которые он занимал в Зимнем дворце и передать их Эрмитажу, но переехал музей только через 10 лет. В 1972 году музей был передан в ведение Министерства культуры СССР и стал филиалом Центрального музея революции СССР.
В августе 1991 года Министерством культуры СССР было принято решение о преобразовании статуса музея и переименовании его в Государственный музей политической истории России.
Первичная профсоюзная организация благодарит ведущего научного сотрудника Государственного музея политической истории России Александра Смирнова за помощь в написании статьи.