Межрегиональная
Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация
Общероссийского профессионального союза работников культуры

По военной дороге шел в борьбе и тревоге…

По военной дороге шел в борьбе и тревоге...

Театр Комедии им. Н.П. Акимова во время Великой  Отечественной войны

Путь  длиной более 15 000 км совершил за годы войны Театр Комедии. Сотни  концертов, десятки новых постановок, игра с декорациями и без, встреча с новым зрителем и поиск подходящего репертуара, сбор средств на танковую колонну и, наконец, боевой самолет «Ленинградский театр Комедии» — таков был вклад театра в общее дело – дело Победы.

Труппа встретила войну на своей родной сцене, в самом центре Ленинграда, на Невском 56. Именно этот район города фашисты, окружившие Ленинград, избрали одной из мишеней в частых бомбежках. Тем не менее, и после начала Блокады театр в своих стенах продолжал давать спектакли. Часто они прерывались по тревожному сигналу сирены — и зрители, вместе с загримированными актерами, укрывались в бомбоубежище. Отбой тревоги — и спектакль продолжался.

Город заметно опустел: мужчины ушли в армию и ополчение, женщин, детей и тех жителей, которые не были связаны с работой на оборону, эвакуировали. И все же театр был переполнен. Зрители — военные и штатские — шли сюда, чтобы отдохнуть, отвлечься, получить новый заряд бодрости, оптимизма.

Перед труппой встал серьёзный вопрос: что нужно нести зрителям во время войны?

В первые же месяцы войны, когда в Ленинграде уже начались воздушные тревоги,  возникла потребность в легкой, мобильной постановке, состоящей из двух-трех небольших пьес развлекательного характера. Такого рода спектакль был крайне необходим.

Театр создал его в необычайно короткий срок. «Вечер водевилей» — так назывался этот спектакль, составленный из 3 небольших комедий Лабиша, каждая из которых никогда не шла на русской сцене: «Разбойник Вердинэ», «Малютка Бланш» и «Преступление на улице Лурсин». Ставили эти небольшие пьесы Н. Акимов и П. Суханов.

Спектакль был показан в октябре 1941 года, уже в чужом помещении. Из-за частых бомбежек Комедия перебралась в здание Большого драматического театра на Фонтанке — единственного, в котором имелось бомбоубежище. Там же и поселились труппа театра с семьями, руководство, сам Николай Павлович.

Декорации к вечеру водевилей были переделаны из старых, предназначенных для других постановок. Военное время требовало кардинального изменения привычных методов и масштабов работы.

Постановка водевилей Лабиша помогала отдохнуть и  ненадолго расслабиться. Однако нерешенной оставалась коренная и неотложная задача — создать спектакль, близкий зрителям военной поры по содержанию и заключенным в нем идеям.

 Возникла мысль поставить пьесу А. Гладкова «Давным-давно» («Питомцы славы»), которая стала известна труппе незадолго до начала войны. Пьеса и события, в ней происходящие, рождали перекличку с нынешней войной, так как речь здесь шла о патриотизме, о героике, об отражении врага, ворвавшегося на русскую землю.  В 1941 году были поставлены спектакли: «Неравный брак», «Тот, кого искали», «Малыш», «На бойком месте».

Уже в блокадном Ленинграде театр поставил 3  спектакля: «Под липами Берлина», «Вечер водевилей и «Давным-давно» А.Гладкова. Премьера последнего состоялась 6 ноября 1941 года с исключительным успехом. Подходил к концу трагический 1941 год. Условия для продолжения работы в блокадном Ленинграде становились все более тяжелыми. В конце декабря было принято решение об эвакуации театра из осажденного города. Местом работы  театра Комедии был определен Ашхабад. Коллектив покидал родной Ленинград на самолетах, через линию фронта, без сценического имущества — декораций и костюмов.

Труппа Театра Комедии не сразу обрела в тылу постоянное пристанище. Ей предстояло проделать трудный, полный лишений путь по стране, охваченной войною, пока театр не получил возможности стационарного существования в тылу.

В 1942 году театр осуществил 3 постановки: «Похищение Елены», «Тот, кого искали», «Актриса».

В начале пути временная остановка в шахтерском городке Копейске, близ Челябинска. Здесь, лишенные сценического имущества, актеры начали работу, выступая с концертами в госпиталях, для рабочих-шахтеров.

Затем Театр Комедии перевели в Сочи, где 7 апреля 1942 года театр начал работу. Вскоре  город стал прифронтовым. Условия работы в Сочи оказались очень трудными. Привычная для театра публика в городе отсутствовала. Нужно было ориентироваться на весьма ограниченный зрительский слой.

Театр не ограничивался возобновлением старых работ.  Он начал подготовку новых спектаклей, имея в виду пьесы, тематически созвучные времени, и остановил свой выбор на «Русских людях» К. Симонова и «Братишке» В. Дыховичного. Однако уже начатые работы над этими пьесами пришлось прервать. Обстановка на ближайшем фронте резко ухудшилась: пал Ростов-на-Дону, вслед за ним — Армавир. Стал вопрос о новой эвакуации театра.

Труппа была опять перекинута, на сей раз в Тбилиси, где коллектив сделал месячную остановку, пока выяснялся дальнейший маршрут. В Тбилиси Театр Комедии показал несколько своих работ. И снова отправился в путь. Теперь нашелся город, где театр мог остановиться надолго и снова начать творческую работу в условиях приблизительно напоминающих мирные. Таким городом оказалась столица Таджикистана — Душанбе. В день празднования 25-й годовщины Октября театр предложил публике свой спектакль «Питомцы славы» в специально сделанном оформлении. Удача многих сценических образов, в особенности раненых бойцов, чьи колоритно вылепленные фигуры воспринимались как вполне жизненно достоверные и правдивые, содействовала успеху театра.

Напряженно театр работал в 1943 году, показав 7 премьерных спектаклей: «Братишка», «Дорога в Нью-Йорк», «Каменный остров», «Пигмалион», «Не все коту масленица», «Подсвечник», «Свадьба Кречинского».

Подвиги партизан Великой Отечественной войны в ту пору были еще почти неведомы широким слоям. Партизанское движение во всей своей трагической силе раскрылось народу через многие годы после взятия Берлина. В «Братишке» волновали романтика подвига, активное патриотическое начало, а главное — потребность в такого рода спектакле, поднимавшем дух зрителей, укреплявшем веру в конечную победу над мрачными силами фашизма.

В пьесе «Каменный остров», рассказывалось о Ленинграде в дни блокады. Сам факт посвящения спектакля родному городу вызывал сочувственный отклик в зрительном зале, напряженно, с нарастающим волнением, воспринимавшем судьбы героев пьесы. Так ленинградские актеры отдали дань безграничной любви тем, кто оставался на «Каменном острове» в трагическую для Ленинграда пору.

Когда фашистская армия подходила к Северному Кавказу, значительная часть труппы театра пешком покинула Пятигорск, устремляясь дальше на юг. Через Закавказье эти актеры перебрались в Среднюю Азию.

Деятельность театра Комедии в столице Таджикистана не ограничивалась выпуском спектаклей на стационарной площадке. Артисты вели огромную военно-шефскую работу. Актеры также снимались в картинах, которые готовились в Душанбе студией  «Союздетфильм».

Правительство Таджикской ССР с благодарностью отметило большой вклад театра в культурную жизнь республики. Значительная группа актеров, во главе с Н. П. Акимовым, была награждена почетными званиями.

Но не только своей работой, спектаклями,  которые поддерживали и зрителя в тылу, и раненых в госпиталях, и военных, уходящих на фронт, театр помогал Победе.

Архивы времен Великой Отечественной войны не перестают удивлять необыкновенными находками. В запасниках театра нашелся документ 1943 года. В адрес Н.П. Акимова и сотрудников театра была направлена телеграмма  с благодарностью от Иосифа Сталина за сбор средств на танковую колонну «Колхозник Таджикистана» и на строительство боевого самолета «Ленинградский театр Комедии».

В мае 1944 года театр был вызван в Москву, почти на 1,5 года. Пребывание в Москве стало для театра триумфом. Зрительный зал всегда был переполнен. Спектакли шли с неослабевающим успехом.

Театр воскресил свой лучший репертуар и в 1945 году показал в столице еще 3 новые работы: «Вы этого не забудете», «День рождения» и «Лев Гурыч Синичкин».

Лишь в ноябре 1945 года, уже по окончании войны, Театр Комедии возвратился на невские берега. 9 декабря 1945 года, Театр открыл первый послевоенный сезон, был показан спектакль «Лев Гурыч Синичкин».

Потрясающий эпизод рассказала Ольга Аросева, которая начинала творческий путь у Акимова. После войны она видела возвращение труппы в театр. Акимов одел артистов в лучшие костюмы, звучала красивая музыка, они взошли на сцену по красной дорожке, а люди, образовав коридор, целовали подолы платьев артисток и плакали от счастья, потому что с этого момента поняли, что наступил мир. Театр Акимова — это была жизнь, радость, счастье и мир.

За четыре военных года Театр Комедии совершил путь в 15 473 км, побывал в Магнитогорске, Копейске, Сочи, Армавире, Тбилиси, Баку,  Красноводске  (совр. Туркменбаши) и Сталинабаде  (совр. Душанбе), выпустил 16 премьер, три из них – в осажденном Ленинграде, дал 120 шефских концертов и более 2500 шефских выступлений для армии и раненых. В апреле 1946 года 43 работника театра были награждены медалью «За оборону Ленинграда».